Учим ребёнка читать. Ответ редакции.



Учим ребёнка читатьСразу уточним: метод обучения чтению целыми словами (именно его открыл для себя и применил Н. Руссанов) известен — он уже открывался и «закрывался» много раз. В самом деле, чрезвычайно соблазнительно научить двухлетнего ребенка читать «по волшебству», почти без обучения и уж во всяком случае, без принуждений и уговоров. И нередко это удается. Сторонники этого метода считают, что мы просто недооцениваем, недоиспользуем гигантские возможности тех ранних этапов развития, когда дети запоминают за несколько месяцев сотни новых слов, когда они уже способны к достаточно сложным обобщениям. Узнают же они безошибочно маму в любом платье, прическе и настроении. Отчего бы маме не явиться в новом — буквенном обличии: в слове «мама»! И связь этого «иероглифа» (а ребенок не анализирует слово по звукам и буквам; он воспринимает его именно как целостный знак — «иероглиф») с маминым портретом и любимым словом едва ли более сложна, чем связь между звуками «дом» и фантастическим разнообразием зданий, которые ребенок называет одним этим словом.

Никто не усомнится также в способности полуторагодовалого ребенка Саши (кстати, вот здесь можно узнать - значение имени Александр) заметить различия «иероглифов» «мама» и «папа», уловить и различия звучаний. Вроде бы все способности, необходимые для обучения чтению, есть у двухлетки. Зачем же откладывать это обучение! Нужна лишь хорошая методика!

Н. Руссанов описал основные принципы метода целых слов.

1. Начинать надо не с букв, а со слов. Буквы ребенок научится вычленять из слова-«иероглифа» позднее — сам или с вашей помощью. Чтобы начинать обучение чтению с букв, надо подождать до четырех-пяти лет, когда ребенок будет способен понять, что буква «а», рядом с которой нарисован арбуз, имеет отношение не к этому вкусному плоду, а к первому звуку его названия. Но в два-три года ребенок не способен даже к элементарным формам звукового анализа. Буквы ребенок этого возраста запомнит легко, но, если буква в сознании ребенка будет связана не со звуком, а с предметом, это самым плачевным образом может сказаться на дальнейшем обучении чтению.

2. Слова-ииероглифы должны быть на первом этапе обучения связаны с картинками. Но эту картинку лучше приклеивать не возле слова, а на обратной стороне листа, чтобы ребенок учился узнавать слова, ориентируясь по конфигурации букв.

3.      Очень полезно ввести разный цвет для гласных и согласных букв. Это может подсказать ребенку правильное движение глаз при чтении.

4.      Лучше всего начинать не со стандартных букварных слов «кот», «дом», «дым» и вообще не с тех слов, для которых легко подобрать картинку, а с имен людей и животных, различающихся одной-двумя буквами: «Галя-Валя-Ваня-Саня-Соня»... Сравнение таких слов, около которых нарисованы девочки и мальчики, заставляет ребенка ориентироваться именно на буквенный состав слова, а не на предмет, как это свойственно малышам.

5.      Безусловно, лучшей будет игровая форма всех занятий ребенка со словами. Игры с записями должны сочетаться с устными играми, так как устная речь является фундаментом речи письменной.

6. Очень удачно сочетал Н. Руссанов пробуждающийся интерес мальчика к письменности с другими познавательными интересами. Органичное включение чтения и письма в занятия, обладающие для ребенка самостоятельной привлекательностью, придают тренировке естественный, добровольный характер, делают ее желанной для малыша.

 Основано на материале из журнала «Семья и школа»



Другие новости по теме:

Последние новости рунета:
загрузка...

Поиск по Инету

Женские новости

загрузка...

Вход в систему

Рукоделие

Подписка

RSS-материал

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 users и 1 guest.